Апарина Виктория Павловна, воспитатель

Проект во второй младшей группе «Чукчи - народ России»

                                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                Новосибирского района Новосибирской области-

                                                              Детский сад «Медвежонок»

                                              Проект во второй младшей группе «Чукчи – народ России»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

Андрющенко Ольга Сергеевна

Апарина Виктория Павловна

                                                                              Д.п. Кудряшовский 2022


                                                                               Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательско-творческий.

 

Вид проекта: групповой.

 

Продолжительность: средней продолжительности.

 

Сроки проведения: октябрь 2022 г.

 

Участники проекта: дети (3 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

 

Методы: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, просмотр презентаций, подвижные игры.

 

Образовательная область: «Познание».

 

Интеграция: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.

 

Актуальность

Ознакомление дошкольников с родным краем и страной с историей своего государства, с культурой других народов, его обычаями, традициями - это одна из задач патриотического воспитания. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. С младшего возраста нужно воспитывать любовь к своей стране, в которой он живёт, чувство любви и уважения к своему народу.

На примере народов Чукотского края (Чукчи) мы с ребятами познакомимся с этим удивительным местом.

Это суровый, но по - своему красивый край. Он богат своими обычаями, традициями и очень многонационален. Если мы хотим, чтобы дети больше узнали и полюбили этот суровый край, необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о Чукотском округе, его истории, культуре, природе.

 Тема проекта: «Чукчи – народ России».

 

Цель проекта: развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

 

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Чукотки (чукчи).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Чукотки (чукчи).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

-  Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

-   Принцип гуманизации — ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.

-  Принцип дифференциации — создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

-   Принцип интегративности — сотрудничество с семьей, ребятами с других групп.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

-  Природа северного края.

-   Быт, культура и традиции коренных народов – Чукчи.

-  Сохраним наш край родной.

 

Основными формами работы являются:

- создание детской книги «Животные и растения Севера»;

-  просмотр детских презентаций «Север»;

-  создание альбома традиции, пословицы, загадки народа Чукчи.

-  Создание детской книги сказок Чукотского народа.

-  Прослушивание песен Чукчей.

-  Изучение национальных танцев.

 

Материально-техническое обеспечение проекта

Наличие специального помещения

Дидактический материал

 

Группа ДОУ

- книги о Севере;

- библиотека «Сказки народов Севера»;

- пальчиковые игры;

- картотека «Подвижные игры народов Севера - Чукчи»;

- картотека «Народная примета мы будем помнить это»;

- книжка для детей «Загадки, пословицы народов Севера»;

 - картотека предметных картинок;

- фонотека: фольклор народов Севера;

- сюжетно-ролевые игры;

- альбомы «Растительный и животный мир Севера»,

- игры с куклами в  национальной одежде народа. 

- пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Чукотки;

- аудиозаписи песен.

Проект включает в себя 3 этапа:

подготовительный

основной (практический)

заключительный.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Определение темы проекта. 

Формулировка цели и определение задач.

Изучение методической литературы. 

Подбор материалов по теме проекта. 

Ознакомление детей и родителей с темой проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

II этап – основной (практический).

Объявление о реализации проекта.

Беседы с детьми о народе Чукчи их традициях, жизни.

Чтение художественной литературы.

Проведение дидактических игр.

Месяц

Мероприятия

Октябрь

- История народов Чукотки, знакомить с коренными жителями, их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство

- Рисование «Животные Севера»

- Лепка «Олени- жители севера»

- Коллективная аппликация «Кто на севере живет?»

- Знакомство с художественной литературой народов Чукотского края.
Цель: развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).
- Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера.

- Изготовление папки – передвижки кухня народа Чукчи.

- Создание детской книжки загадок и пословиц народа севера.

- Беседа «Знакомство с прикладным искусством Севера»

Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды.

- Папка: традиционная одежда народов Севера, жилище, праздники и традиции.

- Картотека детских сказок народа Чукчи.

- Сюжетно-ролевая игра «Кочевая семья»

- Беседа с детьми «День оленевода»

- Создание альбомов «Растительный и животный мир Севера»

- Игровое упражнение «Голоса и движения»

- Шитье национальной одежды для детей, шитье одежды для кукол.

- Вязание игрушки народов Чукчи

- Изготовление национального жилища Чукчей – Яранга

 

Работа с детьми

-  знакомство детей с малочисленными народами Чукотского края;

-  аппликация национальной одежды чукчи;

-  беседа с детьми о национальном жилище «Яранга»;

-  изготовление книжки «Животные севера»;

-  чтение художественной литературы;

-  беседа с детьми после прочтения художественной литературы;

- подвижные игры «Сова и леменги», «Охотники и утки»;

-  разучивание национального танца «Чукчи северный народ»

-  изготовление папки – передвижки кухня народа Чукчи;

-  создание детской книжки загадок и пословиц народа севера;

-  изобразительная деятельность «Чукотская национальная одежда»

-  сюжетно-ролевая игра «Чукотская семья»;

-  создание книги «Пальчиковые игры народов севера»

 

III этап – заключительный.

1. Анализ результатов реализации проекта.

2. Распространение полученного опыта.

3. Презентация «Чукчи народ России».

4. Папка - передвижка для родителей «Национальные блюда народа Чукчи».

5. Выход проекта: выступление на фестивале «Народы России» детей и педагогов.

Приложение 1

Беседа день оленевода

Каждый год в первый месяц весны отмечают народный праздник «День оленевода», который с нетерпением ждут весь год. В город, где проводится праздник, приезжают гости и спортсмены из национальных поселков, из разных районов Ямала, со всей России и даже из иностранных государств.
В этот день можно увидеть культуру этих народов, их традиции и образ жизни. Это и национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, и колоритная национальная одежда, быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.
Оленеводство – это одна из самых редких «профессий» в мире. Ей нельзя научиться, оленеводом можно только родиться. На Ямале более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни – живут так же, как жили их предки, сохраняют и передают от поколения к поколению секреты мастерства и традиции своего народа. День оленевода празднуют не только тундровики, но и городские жители.
С самого утра проходят соревнования по национальным видам спорта.
- Гонки на оленьих упряжках. Упряжки стартует парами, после старта судьи и засекается время. Погонщик должен пройти весь путь. Если погонщик с упряжкой сошел с дистанции, то ему дается еще одна попытка после окончания всех заездов.

Лыжные гонки спортсменов из национальных поселков отличаются от обычных тем, что они соревнуются на широких охотничьих лыжах, которые они используют в своей обыденной жизни.

Такой вид соревнования, как метание тыньзяня на хорей тоже возник из жизни ненцев. Это навык, требующий меткости, им необходим в повседневной жизни для ловли оленей.

 Борьба. Надо свалить противника держась за его национальный пояс. Разрешаются подножки и броски. Участник, упавший на ковер считается побеждённым.

Перетягивание палки. Два участника садятся на маты напротив друг друга, упираясь ступнями ног в доску (ноги при этом должны быть прямыми в коленях), и берутся руками за палку. Хват произвольный, т.е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой – хватом снизу. По команде судьи соперники начинают тянуть палку на себя. Победителем считается тот, кто перетянул соперника на свою сторону или приподнял его от мата.

Прыжки через нарты. Прыжки выполняются одновременным отталкиванием двух ног с места; нарты расставляются по прямой линии, участник, преодолевший 10 нарт, прыжком разворачивается, на поворот дается 5 сек. Прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.

Также проводится конкурс «Кочевая семья». Мужчины - «хозяин-мастер», женщины – «хозяйка-рукодельница», демонстрация национальной одежды, вокальные, фольклорные и обрядовые номера, смотр женских нарт с упряжью.

После всех соревнований открывается праздничная ярмарка. На ярмарке продают мясо, рыбу, меха, сувениры.

А также каждый может покататься на оленьих упряжках и на снегоходах.

В завершении я хочу вам пожелать: любите свой родной край, берегите природу, интересуйтесь жизнью коренных жителей, и тогда вы непременно вырастите достойным гражданином!

«Знакомство детей дошкольного возраста с прикладным искусством народов Севера»

Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.

«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы».  Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.

Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Севера, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре.  В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм, мотивов. Оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративного искусства.

Связь с бытом и трудом определяет особенности художественного языка народного прикладного искусстваПрирода поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лён, шерсть, мех, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Необходимо сформировать у детей представление о том, что наша страна многонациональна, и каждый народ имеет свой язык, свои песни, сказки, о других народах нашей страны. Эта задача должна решаться с младших групп детского сада, со знакомства детей с родным краем — Якутией, с искусством народов Севера. 

Декоративно-прикладное искусство — древняя, самобытная область изобразительного творчества якутского народа.

В детском саду мы должны знакомить детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства. Во всех группах необходимо создать уголки прикладного искусства Якутии, где сосредотачиваются различные виды утвари - это чороны, кытыйа - чаши из дерева; ыагайа, ыагас туеса из бересты; игрушки из тальника, музыкальные инструменты - хомус, тюнюр; изделия из меха, украшенные бисером, малая скульптура, значки о Якутии, макеты, отображающие быт народов Севера, национальные игры.

Возможно знакомство детей также и с таким искусным занятием народов Севера, как шитьё бисером. Воспитатели могут предложить для рассматривания альбомы с национальными узорами для унтов, рукавиц, сумочек, кошельков.

Ювелирное дело занимало особое место. В традиционном понимании ювелирными называли изделия, изготовленные из серебра и золота. В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения женского наряда. Серебряный декор применялся и в мужской одежде. Якуты, как древние коневоды, уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня. Декорировке серебром или цветными металлами подвергалась почти вся конская сбруя.

Сравнительно позднее якутские ювелиры освоили и изготовление различной посуды, личных вещей. Делятся ювелирные изделия на три вида:

1) Украшения и предметы личного обихода — серьги, якутские серьги — бусиные, колечки, с подвесками; шейное ожерелье, браслеты, косоплетка для украшения волос, наспинное украшение, нагрудное украшение, начельник — бастынга, серебряная бляха — солнце, нарядный пояс — мужской и женский, ухочистка, щипчики, сумочка с серебряными бляшками, украшение ножен, рукоятки ножей и опахал, гребёнки.

2) Посуда и убранство стола: ложки, вилки, чайники, сахарницы, украшенные орнаментом. Деревянная посуда украшалась ободами и подвесками из серебра и меди.

3) Украшение конской сбруи.

Особое место среди всех видов декоративного искусства народов Севера занимает художественная резьба по кости. На Севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонта. Мамонтовая кость является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке.

Большую роль в системе ознакомления детей с народным прикладным творчеством народов Севера играет кукла. В детском саду должно быть много кукол в национальных костюмах. Костюмы кукол разнообразные: летняя праздничная, современная якутская и меховая зимняя одежда.

Таким образом, мы видим, что в народном творчестве народов Севера заключён богатейший воспитательный материал для знакомства с родным краем. Используя этот материал, мы должны показать ребёнку широкий мир деятельности народов Севера, раскрываем его жизнь в новых для него чертах и образах.

Знакомство с национальным прикладным искусством ведётся на основе наглядности: при подготовке наглядных пособий необходимо ставить перед собою и решать задачу полнее и разнообразнее отобразить черты народного искусства народов Севера. Наряду с народными образцами, используются фотографии, зарисовки, стенды, выполненные в различных вариантах.

Сочетание методов, перечисленных выше, воспитывает у детей интерес к искусству народов Севера, способствует закреплению знаний о родном крае и применению этих знаний на занятиях по рисованию, аппликации и в самостоятельной деятельности, тем самым развитию у детей художественного вкуса, творчества. Они становятся любознательнее, учатся видеть красивое в природе и быту.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие к Чукчам»

Цель. Систематизировать и углублять знания о народе России - Чукчи.

Задачи.

Дать знания о жилище – яранге, средствах передвижения – нартах, об одежде коренных жителей Чукотки.

Развивать познавательный интерес к культуре коренных народов Чукотки.

Воспитывать чувство гордости и уважения к чужому краю, его жителям.

Учить внимательно слушать стихотворения, загадки. Развивать и активизировать речь детей. Воспитывать чувство гордость и уважения к другим народам России.

Оборудование: карта России, картинки (оленевод, хозяйка, яранга, нарты, растения, заяц, лиса, северное сияние, оленя), папка с национальной одеждой.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы будем с вами продолжать знакомиться с народами России – Чукчи.

Для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие к этому удивительному народу. Согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Ну тогда отправляемся! А на чем мы поедим?

Дети: на поезде, машине, самолете.

Воспитатель: молодцы, знаете на чем можно поехать, но давайте чтобы было быстрее мы полетим на самолете?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы нам интересней было лететь давайте стих прочтем.

Разбегаюсь и лечу.
За собою след черчу.
Есть и крылья и мотор.
Ну а неба - целый двор!

Молодцы. Вот мы и прилетели. Посмотрите какая красота вокруг. Давайте пройдем к столу, для нас там приготовлены интересные картинки с изображением быта и жизни Чукчей.

Посмотрите, что изображено на данной картинке? Жилище оленеводов -яранга. Ребята, основное жилище чукчей — яранга. Это каркасная постройка, жердевая основа которой образована двумя фигурами вращения: низ — цилиндрический, верх — конический. Стены образованы вертикальными шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонтальными шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих  шкур.
 И дополнительно обвязывается ремнями.

Чтобы шкуры не сдуло во время сильного ветра её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги.

 На другой картинке изображен народ Чукчи, посмотрите, как они одеты, теплые шубы и шапки, сшитые их шкур диких животных. На ногах теплые меховые штаны и унты (национальная обувь). Как вы думаете, почему так одет этот народ?

Дети: потому что они живут на севере, а там очень холодно.

Воспитатель: правильно, молодцы. Давайте согреемся, ведь на севере холодно.

Физминутка «Здесь всюду холод, лед, тень»

Здесь всюду холод, лед и тень.

Полгода – ночь, полгода день.

Из льда здесь люди строят дом.

И океан покрыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь.

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка, белый словно иней,

Хозяин ледяной пустыни.

Воспитатель: посмотрите на одежду, какая она, какие узоры на ней вышиты? А вы знаете, кто этим занимается?

Дети: нет.

Воспитатель: это женщины занимается рукоделием, они обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми, шьет одежду, готовят еду. А мужчины пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой.

Молодцы ребята, я вам предлагаю поиграть в подвижные игры, в которые играют чукотские дети, согласны?

Дети: Да!

Проводится игры:

Подвижная игра "Полярная сова и лемминги"

Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие - лемминги. Под тихие, ритмичные удары бубна лемминги бегают по площадке, на громкий удар бубна лемминги становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает леммингов и того, кто пошевелится - уводит с собой. В заключении игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

«Куропатки и охотники» 

Все играющие -куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.  Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, многое узнали, многое увидели, сами рассказали. Поиграли в игры. Вам понравилось?

Дети: да!

Воспитатель: хорошо, но нам пора возвращаться в группу.

Садимся в наш самолет, повторяет стихотворение за мной.

Разбегаюсь и лечу.
За собою след черчу.
Есть и крылья и мотор.
Ну а неба - целый двор!

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Рисование.

«Яранга – жилище Чукчей»

Цель: познакомить детей с чукотским жилищем - яранга, строением яранги, особенностями интерьера, спецификой оформления жилья.

Задачи:

1. Познакомить детей с ярангой, как жилищем. Закреплять чукотские слова по теме. Знакомить с бытом чукчей.

2. Познакомить детей с устройством Яранги (каркас, купол).

3.  Развивать умение использовать полученные знания в игровой ситуации.

4. Воспитывать интерес и любовь к чукотскому краю, языку. Воспитывать уважение к труду чукотского народа.

Оборудование: кукла в национальном костюме Чукчи, фотографии яранги, мольберт, цветные карандаши, бумага на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель:

 В нашей стране живут люди разных национальностей. Далеко на севере, где всегда холодно живет народ тундровых Чукчей, он живет на Крайнем Севере. Зима здесь длится почти десять месяцев, лета, как такового, не бывает, Основное занятие тундровых Чукчей - кочевое оленеводство.

Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Чукчи возводят большой многоугольный шатер, который накрывают оленьими шкурами. Для того, чтобы это сооружения выдержало сильные порывы ветра, люди подпирают весь шалаш камнями.

Сегодня к нам в гости пришла Чукотская куколка, она очень долго к нам добиралась, потому что север находится далеко от нашего поселка.

Давайте с ней поздороваемся.

Дети: здравствуй.

Воспитатель: Ребята, нашей куколке не где жить. Она не смогла принести с собой свое жилище, которое называется Яранга. Но она смогла принести фотографию, давайте посмотрим, как оно выглядит?!

Дети: давайте! (показ фотографии Чукотского жилища – яранга.)

Воспитатель: посмотрите, как выглядит яранга. Яранга, переносное жилище кочевых чукчей.  Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.

Ребята, раз у нашей куколки случилась беда и ей негде жить, давайте поможем ей, и нарисуем для нее новое жилище. И тогда она сможет остаться в нашем детском саду.

Дети: да, давайте.

Воспитатель: тогда приступаем к работе! Но перед тем как мы начнем, сделаем небольшую зарядку.

Физминутка «Яранга»

Вот яранга, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Вкусными, вкусными (Хлопаем в ладоши.)
Круглыми лепёшками. (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Ну, что отдохнули немного?

Дети: Да!

Воспитатель: Проходите за столы (на столах лежат листы бумаги, цветные карандаши), воспитатель на мольберте показывает, как нужно рисовать, дети повторяют за ним.

Молодцы ребята, хорошо потрудились, замечательные Яранги у нас получились. Теперь нашей куколке есть где жить, и она останется в нашем детском саду!

Художественно – эстетическое развитие. Коллективная аппликация. «Народы севера»

Цель: формирование познавательного интереса к народной культуре через знакомство с творчеством народов Севера.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о народах, живущих на севере, их одежде.

2.Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, композиции.

3. Формировать интерес у детей к национально-художественным традициям народов севера. 

4.Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

5.Формировать толерантность, уважительное отношение к другим народам России.

Оборудование: лист бумаги формата А3, клей, салфетки, вырезанные из бумаги детали чукотской жизни (рыболовство, оленеводство, животные, жилище), иллюстрации по теме.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру.  «Дружные ладошки»

(Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать.)

 Читает стихотворение:

 Мы ладонь к ладошке положили и всем дружбу свою предложили (соединяют руки)

 Будем дружно мы играть чтобы добрыми, умными стать! (поднимают руки вверх) Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да! (размыкают руки)

(затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное).

Дети: действуют импульсивно.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, России. Какая наша страна по размерам?

Дети: большая.

Воспитатель: Верно. Наша страна – самая большая страна на планете. И поэтому на территории нашей страны проживает много разных народов, которые очень сильно отличаются друг от друга. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружные.

В России есть и теплые места, где всегда хорошая погода. Кто знает, где они находятся?

Дети: На Юге тепло.

Воспитатель: Но в России есть и место, где всегда холод и мороз. Где это?

Дети: на севере.

Воспитатель: Правильно. Что вы знаете о Севере? Давайте подумаем, какая на Севере погода? Какая одежда нужна жителям этого края? На Севере проживает очень много народов. Одним из таких народов называется Чукчи.

 Одежда у людей Севера сделана из натуральной кожи, из шкур животных, и часто её утепляют теплым мехом. (показ иллюстрации).

 Посмотрите на жилище этих народов. Оно называется ЯрангаПовторите (дети повторяют название).

Такой дом построен из палок и веток, и шкур животных. А какие животные живут на Севере?

Дети: медведи, олени, собаки.

Воспитатель: Правильно, а вы знали, что на собаках чукчи передвигаются, называется такой вид транспорта «Собачья упряжка» (показ иллюстрации).

Как вы думаете, чем еще занимаются на севере?

Дети: рыболовством, оленеводством.

Воспитатель: А кто такой оленевод и чем он занимается?

Дети: Человек, который разводит и выращивает оленей.

Воспитатель: Верно. Ещё стоит обратить внимание на то, что на Севере бывает полярный день и полярная ночь, когда Солнце очень долго не появляется на небе и ночь длится очень долго. В это время можно увидеть красивейшее явление природы – северное сияние. (показ иллюстрации).

 Сейчас мы попробуем на листах картона изобразить всё, что увидели и услышали, чтобы хорошо запомнить.

(объяснение как выполнять задание)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь вспомните, как называются народы, о которых мы сегодня говорили? Как называется их жилище? Чем занимаются народы Севера? (ответы детей)

 Дети, посмотрите, у нас получилась целая северная деревня. 

Конспект НОД во второй младшей группе по лепке «Животные севера. Олень»

Цель:

Формировать умение создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей. Создавать сложную сюжетную композицию.

Задачи:

Образовательные.

1) Совершенствовать умение анализировать особенности строения животного, развивать чувство формы и пропорции, передавая характерные детали оленя.

2) Расширять спектр скульптурных приемов, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из зубочисток, ноги из ватных палочек и т. к.).

Развивающие:

1) Развивать воображение, образное мышление, память внимание.

Воспитательные:

1) Воспитывать аккуратность, усидчивость.

2) Воспитывать интерес сотрудничеству в коллективной работе

Методические приемы:

Показ приемов лепки (прищипывание, примазывание, вытягивание, словесные указания, познавательные вопросы.

Материалы:

Пластилин, стеки, зубочистки, ватные палочки, салфеточки, доска для лепки.

Демонстрационный материал: изображение северного оленя.

Содержание образовательной деятельности.

В. – Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

– Назовите приметы осени.

– А осень какая? (холодная, ветреная, дождливая)

– А где всегда бывает холодно?

Давайте пойдем с вами к нашему глобусу и внимательно посмотрим, где же расположен север?

– Север расположен вот здесь. Как вы думаете, почему он отмечен белым цветом?

– А снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестит на солнце).

Ребята, в этом красивом, волшебном краю живут удивительные животные. Кто знает какие?

Там живут белые медведи, моржи, тюлени, песцы, белые волки, и красавцы северные олени.

Северный олень.

Посмотрите, какой он.

Северный олень живет на севере. Ему не страшны ни сильные морозы, глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Копыта у него особенные. Они широкие и могут раздвигаться как растопыренные пальцы. Это позволяет ему быстро двигаться по рыхлому снегу.

Питается он травой и мхом, который называется «ягель».

Северный олень незаменимый помощник и друг человека. Про оленя говорят : «Олень возит, олень кормит».

– А вы хотите покататься на оленях и отправиться на север?

Физкультминутка.

Фонограмма: «Мы поедем, мы помчимся».

Дети изображают оленей в упряжках.

. Сегодня мы с вами будем лепить оленя. Посмотрите какие это красивые животные.

– Назовите основные части оленя.

(туловище, голова, ноги, хвост, рога)

– Какой формы туловище?

(туловище овальной формы)

– Какой формы голова?

(голова маленькая, вытянутая, округлая, меньше туловища)

– Обратите внимание на рога.

(У оленя они ветвистые, большие)

– Какие у оленухи?

– А у олененка?

– Расскажите о ногах. На что похожи ноги?

(они тонкие, похожи на длинные столбики).

– Какой формы хвост

(хвост округлой формы)

Вот какого красивого оленя мы с вами будем лепить.

А теперь разделим пластилин на две части: большой и маленький.

1) Из маленького, круговыми движениями рук лепим шар, тремя пальцами вытягиваем мордочку, затем необходимо прищипнуть ушки.

2) Из большого куска прямыми движениями рук лепим столбик, придаем овальную форму и у основания прищипываем хвостик.

3) С обратной стороны вытягиваем не сильно – это будет шея. И соединяем с головой. Место соединения примазываем пальчиком.

Все неровности путем примазывания надо сгладить пальчиком.

Ветвистые рога можно смоделировать из зубочисток.

3) Из ватных палочек делаем ноги.

4) Стекой наметить глаза и рот.

Самостоятельная работа детей.

Звучит фонограмма песни «Лесной олень».

Во время лепки воспитатель помогает советом, вопросом, подбадривает, хвалит детей, напоминает о характерных особенностях животного.

Заключительная часть.

Дети располагают своих оленей на общую подставку.

Дети любуются своими работами

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Бурый медведь»

Цель:

· научить детей рисовать медведя по контуру ;

· закрепить знание цвета (коричневый, черный);

· прививать интерес к рисованию;

· научить находить сходство с игрушкой;

· получать эмоциональное удовлетворение от работы.

Образовательные: учить детей изображать предметы традиционным способом ; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Развивающие: развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, доброту; умение видеть красоту в простом и обыденном.

Материал:

Образец готового рисунка медведя, контур медведя на альбомном листе, игрушка – небольшой плюшевый медведь, кисточки, краски, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с вами гость. Хотите узнать кто?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда вам нужно отгадать загадку.

Зверь лохматый, косолапый.

Он сосет в берлоге лапу.

Дети: медведь

Воспитатель: правильно (вносит игрушку медвежонка

Воспитатель: Ребята медведь живет не только у нас, но и на севере,

Здравствуй Мишутка, что же ты такой не веселый?

Медвежонок : - Здравствуйте, я не веселый потому, что мои братишки, которые живут в других странах прислали мне стихотворение и свои портреты. Вот послушайте:

В России живет бурый мишка.

У него есть по всюду братишки.

В Австралии брат самый малый

Зовут его мишка – коала.

В Америке средний братишка

Зовут его - гризли мишка.

А в Тундре обледенелой,

Живет старший брат – белый. (Во время исполнения стихотворения воспитатель показывает портреты мишек.)

Воспитатель: - И что же тебя так расстроило? Замечательное стихотворение и портреты очень красивые.

Медвежонок : - Мне очень грустно потому, что у меня нет своего портрета. Что бы послать его своим братьям и друзьям.

Воспитатель: - Да ты не плачь, Мишка! Ты такой красивый, пушистый, лохматый, успокойся.

- Ой, ребята, что же делать? Как нам Мишку развеселить? Надо ему помочь. Но как? (Ответы детей.)

- А нарисовать можно?

- Успокойся, Мишка, не грусти, мы тебе поможем. Вот, Мишутка, посмотри у меня есть один рисунок.

- Давайте подойдем к столам (на столах лежит все необходимое дети проходят за столы.) . - Посмотри, Мишка, у тебя будет много таких же красивых рисунков.

2. Основная часть.

- Сегодня мы будем рисовать медвежонка. Давайте посмотрим какие части тела есть у медведя (голова, туловище, лапы, хвост). Какой формы?

У вас на столах лежат листы с изображением медведя. Мы нарисуем портреты для Мишки. Для этого вам понадобится гуашь, поролон и ватные палочки.

Мы будем Мишку раскрашивать. Педагог показывает на мольберте способ создания изображения:

А какого цвета нам нужна краска, чтобы раскрасить медведя? (Коричневая.) Берем кисточку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета, сначала по контуру, обойду весь контур. Затем этим же методом закрашу всего медведя.

Получился красивый  мишка. Но, что же я забыла нарисовать? (Глаза, рот, нос.) Чтобы нарисовать глаза, нос я возьму кисточку обмакну в какую краску? Ответы детей. Правильно в черную и нарисую. А ротик нарисую каким цветом? Ответы детей (красным). Какое настроение у моего мишки? (ответы детей «он улыбается»)

Сейчас мы с вами немного отдохнем и начнем работу. Мишка смотри и делай вместе с нами.

3. Пальчиковая гимнастика «Как медведь к зиме готовился…»

По лесочку Мишка шел,

Мишка ягодки нашел.

Стал он ягоды считать,

Раз, два, три, четыре, пять!

Надо Мишке все собрать.

Дальше Мишка наш пошел,

Вдруг, грибочки он нашел!

Стал грибочки собирать,

Раз, два, три, четыре, пять!

Ну, а как придет Зима…

Мишка ляжет спать, Друзья!

4. Самостоятельная деятельность детей.

- А теперь вы будете рисовать каждый своего мишку. Какие у вас будут медведи – веселые или грустные? Кому нужна помощь, я подойду и помогу.

5. Подведение итогов.

Анализ: (воспитатель берет игрушку) Мишка, посмотри, сколько у тебя теперь рисунков с твоим изображением. Дети так старались тебе помочь. Теперь ты можешь их подарить, кому захочешь!

Медвежонок : (Рассматривает рисунки детей) - Спасибо, ребята, мне нравится вот этот забавный медвежонок, а этот веселый, а они все мне очень нравятся и я их смогу послать своим братьям! Ура! До свидания!

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Давайте свои рисунки повесим на нашу выставку. А Мишутка их потом придет и возьмет для своих друзей и братьев.

+ В Мои закладки

Конспект по окружающему миру во второй младшей группе на тему: «Чукчи и их быт»

Тема: «Чукчи и их быт»

Тип НОД: познавательно – развлекательный.

Метод: беседа по картинкам, подвижные игры.

Цель:

Образовательные: познакомить детей с ярангой, как жилищем. Знакомить с бытом чукчей.

Развивающие: развивать умение поддерживать беседу по картинкам . Развивать умение использовать полученные знания в игровой ситуации.

Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к людям другой национальности. Воспитывать уважение к труду оленеводов.

Ход НОД.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня поговорим о чукчах и их быте. Где они живут, из чего сделано их жилище, из каких частей оно состоит.

 «Стойбище»

- сколько здесь яранг стоит? (много). Когда много яранг, то называется стойбище. Оно состоит из 3-4 яранг.

«Жилище оленеводов -яранга»

-Как называется жилище у оленеводов? (яранга). Она покрыта шкурами.

Основное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка, жердевая основа которой образована двумя фигурами вращения: низ — цилиндрический, верх — конический. Стены образованы вертикальными шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонтальными шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих шкур.

И дополнительно обвязывается ремнями.

 «Яранга состоит из 2-х половин»

яранга состоит из2- х частей. полога и чоттагина. Чоттагин- отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры и другие вещи

 «Полог»

Внутренняя часть яранги состоит из пологов (ящик прямоугольной формы, сшитый из оленьих шкур). Полог является спальным помещением В этом пологе и спят.

 «Внутри полога»

Полог отапливается и освещается жировыми лампами.

 «Очаг»

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но, несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно.

 «Заготовка дров»

Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше

 «Очаг и его предназначение»

Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи

«Заготовки хозяйки яранги»

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом

 «Зима»

Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб.

Физминутка «Здесь всюду холод, лед, тень»

Здесь всюду холод, лед и тень.

Полгода – ночь, полгода день.

Из льда здесь люди строят дом.

И океан покрыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь.

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка, белый словно иней,

Хозяин ледяной пустыни.

 «Лето»

Чтобы покрышку не сдуло во время сильного ветра её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. Нарты ставят с наружи яранги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.

 «Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах»

Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди.

Чукотская яранга — гениальное изобретение, сделавшее возможным существование человека в полярных широтах. И оно тем замечательнее, что относится, по видимому, к глубокой древности, когда северный человек не знал употребления железа. Строится яранга без гвоздей, с минимальным применением леса, который здесь не растет, а попадает занесенный невесть откуда морем.

Воспитатель: А сейчас с вами пройдем к нашей яранги, через «снежный тунель».

 Подвижная игра «Проползи через снежный туннель».

-Что у нас внутри нашей яранги? Еда (мясо, рыба, сосиска. (дети обыгрывают ситуацию «Мы кушаем»«мы чай пьем».

Подвижная игра «Северная ягода» - развивать быстроту, ловкость, внимание. Дети на скорость по два человека собирают ягоду в корзинки. Один собирает клюкву, другой морошку. Кто быстрее соберет.

 f00f3181452a1695201078d60.jpgf00f3181452a1695201328d55.jpgf00f3181452a1695201356d73.jpgf00f3181452a1695201370d24.jpg

20 сентября 2023 в 12:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.